Иван Семёнович Пересве́тов (сер.-втор. пол. XVI века; точные годы жизни неизвестны) — русский политический философ, публицист, светский писатель.
К большому сожалению, современники лишены подробных сведений биографического характера об этом человеке. Все, что известно о его личной жизни, можно узнать из тех трудов, которые были им написаны и дошли до нашего времени.
Считается, что Иван Пересветов был выходцем из западнорусских земель, «королевский дворянин» Великого княжества Литовского. В 1520—1530-х годах он служил в польско-литовских войсках, в конце 1538 или начале 1539 года через Молдавию выехал в Русское государство.
Злоключения в личной судьбе заставили Пересветова составить в конце 1540-х несколько обращений – «челобитных» – в адрес молодого правителя России Ивана IV Грозного (1530–1584). В них он не только жаловался на своих притеснителей-бояр, но и излагал ясную программу государственных реформ, которые должны были покончить с боярским всевластием. Эти прожекты остались неосуществленными и их причиной Пересветов считал бесконечные свары и раздоры бояр, которые занимались управлением государства из-за малолетства царя. После десятилетнего пребывания в “дикой, варварской”, по мнению большинства западных путешественников, Московии Пересветов смог передать две книжки своих сочинений царю Ивану IV Грозному в 1549 году.
До нашего времени сочинения Ивана Пересветова дошли в списках XVII века. Эти произведения состоят из «Малой челобитной», «Большой челобитной», «Сказании о книгах», «Первого предсказания философов и докторов», «Сказании о Магмете-салтане», «Второго предсказания философов и докторов», «Сказания о царе Константине» и «Концовки”. Сочинение Пересветова «Сказание о Магмет-салтане», в котором автор рисует образ идеального, мудрого правителя, вероятно, является первой в России утопией, которой придана занимательная, беллетризированная форма, если не считать таковой "Сказание о Дракуле воеводе" .
Будучи не только своеобразным мыслителем, но и незаурядным писателем, придавшим исторической повести публицистическую направленность, он писал ярко, простым, энергичным языком. Не случайно, полстолетия спустя его труды оказались включенными в «Хронограф» (в редакции 1617) и в Никоновскую летопись.