Шота́ Руставе́ли (ок. 1160[2]/ок. 1172 — ок. 1216/после 1220, Иерусалим (предположительно) — грузинский поэт XII века.
Достоверных биографических сведений о Руставели сохранилось очень мало. Не известны даже годы рождения и смерти поэта. Главный источник сведений пролог поэмы, посвященный царице Тамаре (правила в 1184—1207 годах) и ее соправителю-мужу Давиду Сослани. Распространена версия, что фамилию его производят от села Рустави, где он, якобы, родился, в то время как сам Шота пишет свою фамилию не «Руставели», а «Руствели».
Так же ничего неизвестно о его происхождении и семье. Поэтому о жизни автора «Витязя в тигровой шкуре» сложено немало легенд, и сложно понять, какие из них истинны. Учился в Греции, по одной из версий учился также в Академии монастыря Икалто в Кахетии (ежегодно в память о Шоте Руставели в монастыре Икалто проходит праздник «Шотаоба»). Затем был казнохранителем царицы Тамары (найдена его подпись на акте 1190 года). Легенда гласит, что Шота, сопровождающий Тамару во всех поездках, был безответно влюблен в повелительницу. «Витязь в тигровой шкуре» одна из величайших поэм мировой литературы. Она дошла до нас в многочисленных рукописях, с массой интерполяций и дополнений и с продолжением, известным под именем «Оманиани». Это единственное произведение Шоты Руставели, дошедшее до наших дней было написано между 1189 и 1212 годами. Однако с течением времени рукопись Руставели претерпела существенные изменения. Но общепринятым вариантом считается поэма, напечатанная царем Вахтангом VI (Тифлис, 1712 год). «Витязь в тигровой шкуре» был признан вероотступническим произведением, за что и получил немилостивое отношение со стороны официальной церкви того времени. Уже в XVIII веке патриарх Антоний I предал публичному сожжению несколько экземпляров «Витязя в тигровой шкуре», отпечатанного в 1712 году царём Вахтангом VI. Доныне остается неразрешенным и вопрос, откуда Руставели заимствовал сюжет своей поэмы.
Как и где скончался Шота Руставели — история также умалчивает. Неизвестна и дата смерти. По одной из легенд, безнадёжно влюблённый в свою повелительницу, он кончил жизнь в монастырской келье. По другой версии после перевода некоего текста по приказу царицы было найдено обезглавленное тело поэта. Также принято считать, что, возможно, Шота умер в Иерусалиме.