На фестиваль комиксов и видеоигр в Лукке, имеющий более чем пятидесятилетнюю историю, я впервые попал в полукарантинный 2021 год, когда еще действовали довольно строгие ограничительные меры. И был поражен его разнообразием и многолюдством. Но лишь вернувшись через два года, в ноябре 2023-го, тоже отмеченного множеством проблем, смог понять его настоящий размах и значение.
Сначала немного цифр. В Lucca Comics&Games 2023 приняли участие 700 экспонентов со стендами и 15 000 аккредитованных специалистов со всего мира, от Японии до США и со всей Европы. За пять дней работы фестиваля на него было продано 314 220 билетов; в самый ходовой день, субботу, был достигнут аншлаг — 80 тысяч; в остальные дни продажи подбирались к 60 тысячам. Это посещаемость топового футбольного матча. Только пять дней подряд. Получился такой чемпионат мира по комиксам.
Впрочем, эти цифры не так уж ошеломляют, если принять во внимание, что «под зонтиком» Lucca Comics&Games фактически проходят несколько фестивалей, связанных друг с другом лишь косвенно: собственно ярмарка визуальной книжной продукции, включая «аллею самиздата» (в данном случае — клуатр средневекового монастыря), кинофестиваль, фестиваль компьютерных и видеоигр, тематический карнавал (косплей), несколько художественных выставок во дворце Палаццо Дукале, а еще тематические Japan Town и Jurassic park, посвященныe разнообразию японской манги и 30-летнему юбилею культового фильма. Кроме того, в этом году был впервые открыт отдельный тематический павильон литературы в жанре фэнтези, и, разумеется, итальянцы не были бы собой, если бы не организовали отдельный павильон FOODmetti с соответствующей программой.
Охватить все это одним взглядом невозможно и не нужно — каждый выбирал свое. Так, столкнувшись с четой молодых русских журналистов из Пизы (единственные российские участники, кроме меня), я обнаружил, что они приехали освещать события игровой программы для тематического сайта, и имя Лоренцо Маттотти — 70-летнего патриарха и маэстро авторского экспрессионистского комикса, у которого я непременно хотел получить автограф — для них пустой звук. Так же, как мне ничего не говорили имена звезд и звездных брендов в их секторе. Мы просто пожали друг другу руки и разошлись по своим маршрутам — на практике продемонстрировав тезис, который все время подчеркивал директор фестиваля Эммануэле Вьетина: быть вместе (together — слоган фестиваля этого года) — не значит быть одинаковыми!
Впрочем, границы миров были, разумеется, вполне проницаемыми. Так, одна из главных звезд фестиваля, американец Фрэнк Миллер не только представил снятый по его книге нашумевший в свое время фильм «300 спартанцев» (помните мем «Это Спарта!»?), но и по просьбе устроителей провел со своими давними друзьями — деятелями американской комиксовой индустрии — публичный разговор на тему «Еда в комиксах». При этом он доставил публике живейшее удовольствие замечаниями типа того, что в Нью-Йорке, где он живет, лучшая в мире кухня — если не считать Италии, конечно.
А дух одного из столпов аниме Хаяо Миядзаки материализовался не только в виде многочисленных барышень разных возрастов, косплеящих его героинь в характерных шляпках с полями и платьях с оборками, но и тем, что в последний день прошла итальянская премьера его последнего (на данный момент, но уверяют, что и вообще) фильма «Мальчик и птица», который, кстати, по-итальянски носит более определенное название — Il ragazzo e l’airone, то есть «Мальчик и цапля».
Премьера фильма Миядзаки — событие для Lucca Comics&Games, что называется, знаковое и при этом вполне естественное, как и демонстрация «Голодных игр» и подборки фильмов-участников Animation Europe Festa 2023; менее ожидаемым оказался целый павильон, посвященный литературе фэнтези. Потому что это именно литература, толстые книги, наполненные буковками, а не картинками. Ответ — не только в естественной смежности двух больших литературных миров — рисованного и фэнтезийного. Объяснение дал сам Эммануэль Вьетина в первый же день фестиваля на отдельной встрече с журналистами, посвященной проекту Toscana Fantasy. Идея его проста: Тоскана с ее включенными в список ЮНЕСКО зелеными холмами, разбросанными по ним средневековыми замками и ренессансными виллами и городами-музеями — идеальная среда, готовая полноразмерная «декорация» для любителей фэнтези, и надо активнее использовать ее туристический потенциал именно в этом ключе, а не только в ключе искусствоведения и гастрономии.
Со стороны может показаться, что Тоскана не испытывает недостатка в туристах и ее туристическая инфраструктура вполне развита: несмотря на колоссальный наплыв, общепит Лукки с честью вынес пиковую нагрузку. Найти место погреться, перекусить или плотно поужинать с вином внутри старого города можно было без малейших проблем и очередей. Да и зачем фэнтезировать там, где все пропитано подлинной историей? Но тосканцам, разумеется, виднее.
«Погреться» в этот раз оказалось не фигурой речи. Все пять дней работы фестиваля над Тосканой, и конкретно над Луккой бушевали ветра и шли дожди, да такие сильные, что это привело к наводнению. 3 ноября я просто не смог добраться из находящейся в 27 км от Лукки Пизы, где снял гостиницу (цены в самой Лукке, естественно, взлетели втрое). Дорога, занимавшая обычно полчаса, оказалась невозможной из-за оборванных проводов. А после того, как наш поезд, набитый диковинно костюмированными персонажами, приехал в Виареджо, оказалось, что и этот обходной путь перекрыт упавшими на него деревьями! Надо отдать должное косплеерам — к неожиданному форс-мажору они отнеслись с полным пониманием. И просто устроили свой веселый карнавал на вокзале самого Виареджо — тем более что город этот вообще-то славится своим карнавалом со злыми политическими карикатурами.
Другим, более печальным форс-мажором стали трагические события на Ближнем Востоке. Резкое обострение палестино-израильского противостояния привело к отмене ряда намеченных встреч. Знаменитые итальянские комиксисты не сочли для себя возможным участвовать в фестивале, в число официальных патронов которого входит посольство Израиля в Италии. Также решили не приезжать на собственную выставку в Палаццо Дукале израильтяне — братья Асаф и Тамер Ханука, создавшие постер этого года.
Но эти форс-мажоры, к чести устроителей, на самом фестивале никак не сказались. Они не замалчивали отсутствие почетных гостей и провели круглый стол под названием «Рассказать войну. Мир, конфликты, роль культуры». Так что Вьетина не просто заявил по окончании фестиваля: «Способность включить в фестиваль сложности современной жизни — это признак зрелости и один из залогов успеха Lucca Comics & Games 2023».
Но среди невероятного разнообразия разных костюмов, атрибутики и слоганов внутри крепостных стен Лукки, в отличие от улиц других итальянских городов, нигде не было заметно ничего, имеющего отношения к Палестине и Израилю — как, впрочем, и к другим современным конфликтам.
https://rg.ru/2023/11/10/anshlag-vopreki-navodneniiu-i-vojne-kakim-poluchilsia-festival-komiksov-v-lukke.html
Сначала немного цифр. В Lucca Comics&Games 2023 приняли участие 700 экспонентов со стендами и 15 000 аккредитованных специалистов со всего мира, от Японии до США и со всей Европы. За пять дней работы фестиваля на него было продано 314 220 билетов; в самый ходовой день, субботу, был достигнут аншлаг — 80 тысяч; в остальные дни продажи подбирались к 60 тысячам. Это посещаемость топового футбольного матча. Только пять дней подряд. Получился такой чемпионат мира по комиксам.
Впрочем, эти цифры не так уж ошеломляют, если принять во внимание, что «под зонтиком» Lucca Comics&Games фактически проходят несколько фестивалей, связанных друг с другом лишь косвенно: собственно ярмарка визуальной книжной продукции, включая «аллею самиздата» (в данном случае — клуатр средневекового монастыря), кинофестиваль, фестиваль компьютерных и видеоигр, тематический карнавал (косплей), несколько художественных выставок во дворце Палаццо Дукале, а еще тематические Japan Town и Jurassic park, посвященныe разнообразию японской манги и 30-летнему юбилею культового фильма. Кроме того, в этом году был впервые открыт отдельный тематический павильон литературы в жанре фэнтези, и, разумеется, итальянцы не были бы собой, если бы не организовали отдельный павильон FOODmetti с соответствующей программой.
Охватить все это одним взглядом невозможно и не нужно — каждый выбирал свое. Так, столкнувшись с четой молодых русских журналистов из Пизы (единственные российские участники, кроме меня), я обнаружил, что они приехали освещать события игровой программы для тематического сайта, и имя Лоренцо Маттотти — 70-летнего патриарха и маэстро авторского экспрессионистского комикса, у которого я непременно хотел получить автограф — для них пустой звук. Так же, как мне ничего не говорили имена звезд и звездных брендов в их секторе. Мы просто пожали друг другу руки и разошлись по своим маршрутам — на практике продемонстрировав тезис, который все время подчеркивал директор фестиваля Эммануэле Вьетина: быть вместе (together — слоган фестиваля этого года) — не значит быть одинаковыми!
Впрочем, границы миров были, разумеется, вполне проницаемыми. Так, одна из главных звезд фестиваля, американец Фрэнк Миллер не только представил снятый по его книге нашумевший в свое время фильм «300 спартанцев» (помните мем «Это Спарта!»?), но и по просьбе устроителей провел со своими давними друзьями — деятелями американской комиксовой индустрии — публичный разговор на тему «Еда в комиксах». При этом он доставил публике живейшее удовольствие замечаниями типа того, что в Нью-Йорке, где он живет, лучшая в мире кухня — если не считать Италии, конечно.
А дух одного из столпов аниме Хаяо Миядзаки материализовался не только в виде многочисленных барышень разных возрастов, косплеящих его героинь в характерных шляпках с полями и платьях с оборками, но и тем, что в последний день прошла итальянская премьера его последнего (на данный момент, но уверяют, что и вообще) фильма «Мальчик и птица», который, кстати, по-итальянски носит более определенное название — Il ragazzo e l’airone, то есть «Мальчик и цапля».
Премьера фильма Миядзаки — событие для Lucca Comics&Games, что называется, знаковое и при этом вполне естественное, как и демонстрация «Голодных игр» и подборки фильмов-участников Animation Europe Festa 2023; менее ожидаемым оказался целый павильон, посвященный литературе фэнтези. Потому что это именно литература, толстые книги, наполненные буковками, а не картинками. Ответ — не только в естественной смежности двух больших литературных миров — рисованного и фэнтезийного. Объяснение дал сам Эммануэль Вьетина в первый же день фестиваля на отдельной встрече с журналистами, посвященной проекту Toscana Fantasy. Идея его проста: Тоскана с ее включенными в список ЮНЕСКО зелеными холмами, разбросанными по ним средневековыми замками и ренессансными виллами и городами-музеями — идеальная среда, готовая полноразмерная «декорация» для любителей фэнтези, и надо активнее использовать ее туристический потенциал именно в этом ключе, а не только в ключе искусствоведения и гастрономии.
Со стороны может показаться, что Тоскана не испытывает недостатка в туристах и ее туристическая инфраструктура вполне развита: несмотря на колоссальный наплыв, общепит Лукки с честью вынес пиковую нагрузку. Найти место погреться, перекусить или плотно поужинать с вином внутри старого города можно было без малейших проблем и очередей. Да и зачем фэнтезировать там, где все пропитано подлинной историей? Но тосканцам, разумеется, виднее.
«Погреться» в этот раз оказалось не фигурой речи. Все пять дней работы фестиваля над Тосканой, и конкретно над Луккой бушевали ветра и шли дожди, да такие сильные, что это привело к наводнению. 3 ноября я просто не смог добраться из находящейся в 27 км от Лукки Пизы, где снял гостиницу (цены в самой Лукке, естественно, взлетели втрое). Дорога, занимавшая обычно полчаса, оказалась невозможной из-за оборванных проводов. А после того, как наш поезд, набитый диковинно костюмированными персонажами, приехал в Виареджо, оказалось, что и этот обходной путь перекрыт упавшими на него деревьями! Надо отдать должное косплеерам — к неожиданному форс-мажору они отнеслись с полным пониманием. И просто устроили свой веселый карнавал на вокзале самого Виареджо — тем более что город этот вообще-то славится своим карнавалом со злыми политическими карикатурами.
Другим, более печальным форс-мажором стали трагические события на Ближнем Востоке. Резкое обострение палестино-израильского противостояния привело к отмене ряда намеченных встреч. Знаменитые итальянские комиксисты не сочли для себя возможным участвовать в фестивале, в число официальных патронов которого входит посольство Израиля в Италии. Также решили не приезжать на собственную выставку в Палаццо Дукале израильтяне — братья Асаф и Тамер Ханука, создавшие постер этого года.
Но эти форс-мажоры, к чести устроителей, на самом фестивале никак не сказались. Они не замалчивали отсутствие почетных гостей и провели круглый стол под названием «Рассказать войну. Мир, конфликты, роль культуры». Так что Вьетина не просто заявил по окончании фестиваля: «Способность включить в фестиваль сложности современной жизни — это признак зрелости и один из залогов успеха Lucca Comics & Games 2023».
Но среди невероятного разнообразия разных костюмов, атрибутики и слоганов внутри крепостных стен Лукки, в отличие от улиц других итальянских городов, нигде не было заметно ничего, имеющего отношения к Палестине и Израилю — как, впрочем, и к другим современным конфликтам.
https://rg.ru/2023/11/10/anshlag-vopreki-navodneniiu-i-vojne-kakim-poluchilsia-festival-komiksov-v-lukke.html