Новости

В детстве я рассказывала о событиях из прошлой жизни

Интервью с Людмилой Лазебной

– Вы являетесь автором многочисленных сборников поэзии и прозы. Расскажите немного о своем творчестве – когда начали писать, с чего началась проба пера?

– Первые шаги в сочинительстве проявились в детстве. Правда, они не нашли серьезной поддержки у родных, которые посчитали это обычными детскими выдумками. Тогда мои маленькие истории начинались так: «Когда я была большая…». Теперь, спустя годы, можно предположить, что это были совершенно неслучайные истории. Вероятно, я рассказывала о событиях из прошлой жизни. Одну из тех историй мне позже помогли вспомнить. В ней я рассказывала отцу – чтобы всем вокруг было тепло, очень нужно солнце и песок, и говорила, что, когда я была большая, жила там, где кругом много-много солнца и песка, где всегда жарко. Там у меня было огромное животное, похожее на лошадь, только еще больше и спина его «вот такая», – показывала я рукой волну. По-моему, я даже рисовала часто мелом на игрушечной доске это странное животное с толстым животом, волнистой спиной и на тонких ногах. Тогда мне было около пяти лет и верблюда я нигде не видела, а телевизора у нас в то время еще не было, это был 1970 год. Спустя много лет, на сеансе гипноза, я рассказала о том, что еду по пустыне на верблюде, надвигается песчаная буря и весь караван спешивается, люди волнуются, укладывают верблюдов и ложатся рядом с ними, стараясь укрыться от стихии. После этого сеанса гипноза я и вспомнила ту мою детскую историю. А рифмованные маленькие рассказы и коротенькие стихи я начала выдавать тоже в детстве, когда играла с куклами. Пела им свои придуманные песенки.

– На Московской международной книжной ярмарке были представлены три ваших исторических сборника: «Без корня и полынь не растет», «Стрелы памяти» и «Перо архангела». Какая из этих книг наиболее близка вам и почему?

– Могу сказать однозначно: «Стрелы памяти» считаю для себя самой главной. С нее началось мое движение по пути исторической прозы. Когда я работала над повестью «Цыганский конь земли не пашет», посвященной моему деду со стороны отца, герою русско-японской войны 1904–1905 годов, я впервые почувствовала необычное состояние погружения в атмосферу того времени, представляла всё так ярко, будто кино смотрела. Несмотря на некоторые неудобства – я тогда находилась на лечении и могла фиксировать мысли только в мобильном телефоне, – я спешила записать это, старалась не отвлечься и не забыть, не потерять эту нить. Мне просто необходимо было на тот момент рассказать эту историю. Некоторые называют это «потоком информации», наверное, так и было. Может быть, это прозвучит нескромно, но этот мой «первый блин» получился достойным. Повесть была отмечена специальным дипломом Гран-при «Лучшая современная историческая проза России» на Международном историко-литературном конкурсе имени Владимира Арсеньева в Австралии в 2022 году в номинации «Художественная проза» и затем принесла победу в Московской литературной премии-биеннале (2022–2022) в номинации «Большая проза», сделав меня лауреатом первой степени.

– В сборник «Перо архангела» входят фольклорные сказки, которые являются эпическим жанром устного народного творчества. Расскажите подробнее о написании этих произведений: из чего рождались сюжеты, как придумывались герои, их имена и описание внешности?

– Сказки я люблю больше всего на свете! Когда мне грустно, тяжело на душе, я предпочитаю читать сказки. Именно читать – не слушать, не смотреть фильмы, а читать. Так мой мозг отдыхает. Сюжеты же рождаются спонтанно: из услышанного имени, необычного, устаревшего или забытого слова… Так были написаны сказки и о мордовском богатыре, и о моей малой родине, и о девушке-сироте и духах леса, и другие. В написании сказок, как и в написании других произведений, главное – начать, а дальше клубочек раскручивается и получается что-то новое и интересное.

– Трудно ли писать на исторические темы, воспроизводить события давних эпох? Что подтолкнуло вас к написанию такого рода произведений?

– Многие писатели и литераторы считают историческую прозу наиболее сложной для написания, и я с ними в этом полностью согласна. Но ведь мы не ищем легких путей! Для меня историческая проза – захватывающая, наполняющая необходимыми для жизни и осознания себя в этом мире знаниями. Конечно, поиск необходимой информации для достоверного представления эпохи, событий, людей – кропотливая работа, но, несомненно, увлекательная. Когда твои вымышленные герои проживают свои жизни в известных исторических периодах времени, происходит некое чудо, своеобразные метаморфозы: персонажи оживают, становятся реальными людьми, и в дальнейшем тебе самому становится интересно наблюдать, как читатель, вспоминая их, приводит в пример, сравнивает себя или кого-то с этими героями, рассуждает, как бы поступил тот или иной персонаж полюбившегося исторического произведения… Мне это представляется настоящим чудом, на которое способна Ее Величество Литература!

–Считаете ли вы, что презентация книг на литературных форумах способствует их продвижению и делает автора более известным читательской аудитории?

– Безусловно! Мы живем во время активного развития информационных технологий, поэтому, я считаю, следует широко использовать все возможности для продвижения книг. Главное, чтобы люди не забывали, что чтение формирует личность, обогащает знаниями, шлифует характер… Как говорится, «спрос рождает предложение», поэтому, раз уж молодое поколение предпочитает всевозможные гаджеты, значит, нужно дать им возможность развивать их навыки и умения, повышать уровень знаний истории, культуры посредством поиска и освоения этой информации на сетевых ресурсах. Однако замечу, что важны также выставки и фестивали, конкурсы и книжные ярмарки: они формируют и укрепляют живое общение, которое пока что ничто не может заменить – и слава богу!