Новости

«Мне интересно творить для людей: для малышей и подростков, для юных и зрелых»

Наталья, как вы считаете, в чём преимущество совместного чтения родителей с детьми? Сейчас это стало такой редкостью, поскольку родители всё чаще переключают детей на мультики и гаджеты. Как вы к этому относитесь?

Преимущество состоит в том, что во время совместного чтения образуется тесная связь между взрослым и ребёнком. Я даже скажу – сенсорная связь, ибо происходит наложение модуляций голоса папы или мамы на сознание малыша. Чем ярче и интереснее дикция, тем более вдохновенные образы возникают перед глазами ребёнка. Следовательно, интенсивнее формируются знания об окружающем мире. К тому, что родители выбирают другой путь для развития детей, я отношусь спокойно. Электронные «няни» зачастую оказываются постоянными собеседниками для детворы, а не теми, кто выкраивает полчаса перед сном. Поэтому нужно не паниковать из-за сложившейся ситуации, а совмещать живое чтение с готовыми программами.

Многие родители жалуются, что их дети не любят уроки литературы в школе. Как вы думаете, можно ли ребёнка научить любви к книге, если у него уже сложилось негативное отношение к чтению?

Моя мама в своё время учила меня грамоте «с боем». При этом она была замечательным учителем начальной школы. Но любить книги и зачитываться ими взахлёб я стала сама. То есть от мамы потребовался лишь толчок – обучение гладкому, без спотыкания на каждом слоге, чтению. Причём очень важно, чтобы ребёнок произносил текст вслух. Повзрослев, мы привыкаем к быстрому, «про себя», чтению и начинаем запинаться, когда нужно «озвучить» написанное или напечатанное. Да, от уроков литературы многие не в восторге, поскольку далеко не все учителя – настоящие Мастера. Зато это прекрасная возможность для ребёнка понимать прочитанное, исходя из собственной сути, а не по шаблону. Опять вернусь к своим школьным годам. Я терпеть не могла, когда произведение сообща анализировали – разбирали его «по косточкам». При этом по литературе получала всегда отличную оценку, потому что не представляла свою жизнь без книг.

Вы пишете в разных жанрах, которые принято называть «взрослыми». Кроме этого, вы преуспели и как автор литературы для детей. По вашему мнению, выше ли ответственность за произведения, предназначенные для возрастной категории «от нуля и до 16 лет»?

Мне интересно творить для людей: для малышей и подростков, для юных и зрелых. Поскольку произведения возникают у меня не из долгих раздумий, а от лёгкого восприятия любой зацепившей меня темы, я не ограничиваю их возрастными рамками. Поэтому ответственность за «Тиура – вестника Рарога» у меня не меньше, чем за сказку о крольчонке Кус-Кусике.

Вы помните своё первое детское произведение? Кому оно было посвящено?

Первое стихотворение написала, когда училась в первом классе. Оно было посвящено бабушке, которая жила в Рязанской области. Помнится, вложила в строчки всю мою любовь к бабуле. Конечно, там хромали рифма и ритм, но смысл первого поэтического послания был важнее. Правда, это оценила только бабушка. Остальные сделали творчество ребёнка поводом для постоянных «шпилек». Но это не отбило моей страсти к вдохновению. Первое же произведение для детей написала в 2015 году. Оно называется «Волшебная нитка». Это сказка о Фелли, крошечной танцовщице, встречающейся на пути только тех, кто не разучился удивляться и радоваться жизни.

Поделитесь своими творческими планами. Над чем вы сейчас работаете?

На данный момент у меня несколько проектов для детей. Уже написана сказка «Дракончик Волли и большая звезда». В ней пятнадцать интереснейших историй о Дракончике и его друзьях. Иллюстрации к книге тоже будут созданы мной. Почти завершена книга сказок о животных «В облаках смеющихся одуванчиков». Продолжается работа над сборником стихотворений «Шуршуны, конопатые и… все, все, все». А также над сборником волшебных сказок «Звёзды на ладонях».