Ли Юй ( 1610? — 1680?) — китайский прозаик-романист, драматург, эссеист, теоретик театра.
Ли Юй родился в 1610 году в уезде Жугао Южной непосредственно подчинённой Двору области. Когда ему было 30 лет, в Китае происходила смена династий. Последняя феодальная династия в истории Китая Цин (1644— 1911) военным путем свергла династию Мин. Это вызвало серьезные беспорядки в обществе, которые длились в течение несколько десятков лет. Вся жизнь Ли Юя прошла на фоне этих социальных волнений.
С детства Ли Юй воспитывался согласно принципам традиционного конфуцианского воспитания. В Жугао он прожил 20 лет, но после смерти отца семья переехала на территорию современной провинции Чжэцзян, откуда были родом его предки. Семья его была достаточно богата и, как и все представители молодого поколения интеллигенции, он готовился к сдаче экзаменов для получения поста чиновника. В двадцать пять лет он сдал первый экзамен.
Так как его жизнь выпала на время смуты, он несколько раз принял участие в государственных экзаменах, но провалился. После этого Ли Юй отбросил погоню за личной славой и выгодой.
С 1648 года он живет в Ханчжоу, на озере Сиху. Именно здесь он начал заниматься литературной деятельностью. Через десять лет писатель покидает Ханчжоу и поселяется в Нанкине, где живет до 1678 года и знакомится со многими знаменитостями той поры. Он открыл небольшой книжный магазин, и зарабатывал себе на пропитание гравировкой именных печатей и услугами писаря.
Самый большой творческий вклад Ли Юя состоит в написании пьес и эссе по театральному искусству. Он написал десять пьес( «Камбала», «Феникс ищет феникса», «Юй Сао Тоу», «Лянь Сян Бань» и др. ). Пьесы Ли Юй стали популярны в народе, и проникли в Японию и в страны юго-восточной Азии, которые имели тесные связи с Китаем. До сих пор в традиционных постановках Китая неизменно присутствуют пьесы Ли Юя.
Главные произведения Ли Юя это «Слово Одного» — сборник эссе с рассуждениями об искусстве и театре; «Случайное пристанище для праздных дум» с рассуждениями о жизни, где есть много биографических сведений о писателе. Кроме пьес Ли Юй писал и рассказы. Сборник «Беззвучные оперы» («Бесценная яшма», 1654) изображает повествователя, который добивается иронического эффекта, выдавая воображаемое за реальное.
Книга повестей «Двенадцать башен» (Слово ясное, мир пробуждающее) — это серия рассказов, объединённых словом «башня».
Со временем он начал заниматься театральным искусством, организовав собственный театр. Театр стал успешным и Ли Юй стал зарабатывать достаточно много денег.
Во второй половине 1670-х, он возвращается в Ханчжоу, где скончался в 1680 (возможно, 1679) году.